Юрий Иванович Заботин (1938-1998) – человек необычный, острослов и мятежник. Он был таким и в искусстве, и в жизни. Не боялся резкого слова, яркого мазка, стремительной линии, которой прорисовывал мир. Он был одним из основателей пермской акварели, прозвучавшей на всю страну в 1960-е годы. «Пермская школа акварели», с подачи И.С. Борисова, отличалась монументальностью и мощью, «картинными» форматами и насыщенным колоритом. Но и в ряду других акварелист Заботин выделялся собственным почерком. Никто не писал столь обобщенно и энергично, столь быстро и вдохновенно. Иногда кажется, что акварели Заботина созданы в мгновение ока. Несколько размытых призрачных пятен – и перед нами бурный морской пейзаж, легкий бег облаков, упругие очертания берега… Суть акварели, как понимал ее Заботин, – это образ, рожденный живым впечатлением.
В искусство Юрий Иванович Заботин пришел по стопам отца, художника-оформителя. Оригинальным графиком был и младший брат Лева, умерший в 35 лет. Сначала Юрий набирался опыта у пермских художников – Э.Н. Шориной, В.Ф. Кузина, И.С. Борисова. Окончив Свердловское художественное училище, Заботин часто вспоминал эту прекрасную школу, своих незабвенных учителей – Г.С. Мосина, М.А. Брусиловского, С.П. Яркова.
Но он был прав, когда говорил: получение диплома еще не означает, что человек стал художником. Это имя обретается Творчеством. А в творчестве Заботин был неукротимой фигурой. Он осваивал жизнь бурно и темпераментно, резко и нежно. Больше всего художника волновал человек – в игре, движении и порыве. Не случайно художника больше всего вдохновляли динамические проявления жизни – труд, спорт, цирковое искусство. Эти акварели создавались «на одном дыхании» – быстро, точно, легко. Одиночные листы слагались в целые серии: «Дзюдо», «Лыжники», «Фехтование». И везде – накал страстей, вдохновение, напряжение схватки. Особенно точно художник передает особенности и приемы борьбы, характерные движения и позы спортсменов. При всей легкости и подвижности фигурам свойственна мощная лепка объемов, контрастные цветовые решения. Эффект моментальности роднит его акварели с кино. Как стоп-кадр построены многие пейзажи, жанры и даже портреты.
Заботин любил охоту, рыбалку – не как самоцель, а как способ общения с природой, которую запечатлевал в обобщенных и стремительных линиях. Он очень любил животных и прекрасно передавал вид, характер, повадки животного, особенно его движения, позы. Черты, наиболее для него характерные, соединились в жанре «ню», где обнаженная натура воспринимается как некое совершенство природы. Гибкие, нежные, пластичные формы, плавные движения, нежный изгиб спины или неожиданный поворот шеи придают его рисункам, акварелям и монотипиям потрясающее ощущение красоты и невозвратности бытия…
Передача движения – главная задача акварелиста. Движению подчинено все – от композиции до штриха. Движение души привлекает Заботина и в портрете. Особенно мощна портретная серия «зэков», написанных с натуры в Кунгурской тюрьме, где Заботин отбывал трехлетнее наказание, – его бурный темперамент не способствовал спокойному течению жизни. В работах «Зеленоглазый», «Татарин», «Мужик с седыми бровями» дана мощная лепка объемов, контрастные сопоставления цвета. И все это подчинено порыву души – темной, скверной, но мятущейся и ранимой. Даже в самых страшных и грубых чертах нет-нет, да и проскользнет смущение и надежда.
Ю.И. Заботин писал не только прекрасные акварели, он увлеченно занимался рисунком и печатной гравюрой, предпочитая плотные, живописные монотипии. Рисовал он всегда и везде, пользуясь любыми доступными средствами – карандашом, углем, сангиной, цветным и черным фломастером. Рисунок у Заботина обобщен и лаконичен. Смелая круглая линия, мощный росчерк пера, нежный, словно тающий абрис – все сделано на едином дыхании, в одном вдохновенном порыве. Но до этого – долгий тренаж, десятилетия каждодневного каторжного труда и жесткий беспощадный отбор.
Постоянным организующим началом служили для Заботина выставки – всесоюзные, всероссийские, зональные, областные. К ним художник готовился самозабвенно, увлеченно и предельно ответственно. Особенно полной и яркой была выставка к 50-летию художника в Центральном выставочном зале Перми, где были показаны все виды графического искусства, все «манеры» исполнения, в том числе неподражаемый контурный рисунок, сделанный неподражаемо и блестяще. Последняя выставка при жизни художника состоялась в гимназии им. С.П. Дягилева, где была полно показана «балетная» серия. Другие большие выставки прошли уже после смерти художника в Пермской художественной галерее, в Доме художника, в галерее «25-17».
Юрий Иванович Заботин прожил короткую, но бурную жизнь. Его творческое кредо – быть самим собой, никогда не кривить душой, выражать в своих рисунках всю правду жизни, как ее понимал сам художник. Сейчас редко встречается столь искреннее, импульсивное дарование.
Новая выставка Дома художника посвящается 80-летию со дня рождения мастера. Выставка собрана из частных коллекций. На ней представлено около 100 работ, по-новому высвечивающих творчество Ю.И. Заботина. Основная часть экспозиции составлена из произведений наследника – Антона Заботина. В выставке принимают участие также друзья художника В.М. Субботин, О.Г. Гайдаш, К.В. Фокин, Н.Н. Новопашина, О.М. Власова, А.В. Доминяк.
О.М. Власова,
доктор искусствоведения, профессор,
член СХР, заслуженный работник культуры РФ
Пермское отделение ВТОО «Союз художников России» и НП «Центр культурных технологий. Дом художника» приглашают Вас на открытие выставки «Индустриальный Пермский край», которое состоится 22 мая 2018 г. в 16 часов в «Доме Художника» по адресу: г. Пермь, ул. М. Горького, 27
В 1990-е годы индустриальная тема в искусстве оказалась надолго забытой. На новой выставке Дома художника тема труда «реабилитируется». Она вновь получает признание и положительную оценку.
Тема труда воплощалась в разных видах искусства разнообразно и самобытно, бурно и темпераментно, резко и нежно. Взлет, накал, напряжение – все завораживало в изображаемых сценах. Художники точно передавали характер занятий, специфику движений и поз рабочих, стоящих у мартеновских печей, конвейеров и станков. Передача точных и красивых движений – сильнейшая сторона «заводских» и «деревенских» трудовых композиций.
Одна из главнейших тем нынешней выставки – индустриальный пейзаж, прославляющий мощную инфраструктуру Урала. Архитектура индустриальных объектов сложна и массивна. Поэтому пространство индустриальных пейзажей обычно строится панорамно и развертывается в глубину постепенно. Такая точка зрения предполагает большую эмоциональную выразительность произведения.
Прославление индустрии не снимает и не умаляет силы эмоционального воздействия, напряженности, подчас драматичности образа, что проявляется в пейзажах с так называемой «экологической» проблематикой. Индустриальный объект становится подчас объектом для размышления, критического отношения художника к «наступлению» на природу. Каждый такой пейзаж – это философская концепция бытия. Это и конкретный вопрос, обращенный к современникам – будет ли жива наша многострадальная Земля в XXI столетии? Ведь будущее человечества зависит от воли и разума человека.
О.М. Власова, искусствовед
В рамках церемонии открытия выставки состоится подписание Меморандума о сотрудничестве
Правление Пермского отделения ВТОО «Союз художников России»
Пермское отделение ВТОО «Союз художников России» и НП «Центр культурных технологий. Дом художника» приглашают Вас на открытие персональной юбилейной выставки произведений Эльвиры Нерловой «Горячий шелк», которое состоится 24 апреля 2018 г. в 16 часов в «Доме Художника» по адресу: г. Пермь, ул. М. Горького, 27
Эльвира Равилевна Нерлова – известный художник-прикладник, работающий в разных материалах и техниках. Особенно ее привлекает мягкая, текучая, богатая фактурными эффектами техника батика (росписи по шелку).
Работам Нерловой присуща отточенность, гармоничность, графическая определенность и, вместе с тем, целостность, свойственная органической форме. Батики решаются как станковые композиции, иногда их трудно отличить от живописных полотен. Но, несмотря на то, что батики Эльвиры похожи на картины, они сохраняют многие «коренные» свойства декоративно-прикладного искусства – обобщенность формы, стройность композиции, строгость цветового решения.
Особенно сложны колористические решения городского пейзажа, к которому Эльвира явно неравнодушна. Архитектурные пейзажи объединяются одной позицией видения, одной манерой исполнения. Это удивительно конкретные и, вместе с тем, удивительно далекие от нас композиции, которые рождены воспоминанием, представлением или грезой. Выставки последнего времени невозможно представить себе без этих батиков – нежных, текучих, подчас эфемерных, словно исчезающий сон.
Многие батики Эльвиры привезены из дальних поездок. Целые серии возникли по впечатлениям от Парижа или поездки по Крыму, где вполне узнаваемые места соседствуют с незнакомыми, будто только что открытыми автором.
Эльвира избрала технику батика для выражения своих эмоций и впечатлений, для выплесков своей горячей, импульсивной души. Не случайно таким «говорящим» воспринимается название выставки – «Горячий шелк»…
О. Власова, искусствовед