Пермское отделение ВТОО «Союз художников России» Приглашает на выставку произведений, посвященную памяти Заботина Юрия Ивановича с 21 июня по 9 июля 2018 года В Дом художника по адресу г. Пермь, ул. М. Горького, 27

ОДНИМ ДВИЖЕНИЕМ КИСТИ…

Юрий Иванович Заботин (1938-1998) – человек необычный, острослов и мятежник. Он был таким и в искусстве, и в жизни. Не боялся резкого слова, яркого мазка, стремительной линии, которой прорисовывал мир. Он был одним из основателей пермской акварели, прозвучавшей на всю страну в 1960-е годы. «Пермская школа акварели», с подачи И.С. Борисова, отличалась монументальностью и мощью, «картинными» форматами и насыщенным колоритом. Но и в ряду других акварелист Заботин выделялся собственным почерком. Никто не писал столь обобщенно и энергично, столь быстро и вдохновенно. Иногда кажется, что акварели Заботина созданы в мгновение ока. Несколько размытых призрачных пятен – и перед нами бурный морской пейзаж, легкий бег облаков, упругие очертания берега… Суть акварели, как понимал ее Заботин, – это образ, рожденный живым впечатлением.

В искусство Юрий Иванович Заботин пришел по стопам отца, художника-оформителя. Оригинальным графиком был и младший брат Лева, умерший в 35 лет. Сначала Юрий набирался опыта у пермских художников – Э.Н. Шориной, В.Ф. Кузина, И.С. Борисова. Окончив Свердловское художественное училище, Заботин часто вспоминал эту прекрасную школу, своих незабвенных учителей – Г.С. Мосина, М.А. Брусиловского, С.П. Яркова.

Но он был прав, когда говорил: получение диплома еще не означает, что человек стал художником. Это имя обретается Творчеством. А в творчестве Заботин был неукротимой фигурой. Он осваивал жизнь бурно и темпераментно, резко и нежно. Больше всего художника волновал человек – в игре, движении и порыве. Не случайно художника больше всего вдохновляли динамические проявления жизни – труд, спорт, цирковое искусство. Эти акварели создавались «на одном дыхании» – быстро, точно, легко. Одиночные листы слагались в целые серии: «Дзюдо», «Лыжники», «Фехтование». И везде – накал страстей, вдохновение, напряжение схватки. Особенно точно художник передает особенности и приемы борьбы, характерные движения и позы спортсменов. При всей легкости и подвижности фигурам свойственна мощная лепка объемов, контрастные цветовые решения. Эффект моментальности роднит его акварели с кино. Как стоп-кадр построены многие пейзажи, жанры и даже портреты.

Заботин любил охоту, рыбалку – не как самоцель, а как способ общения с природой, которую запечатлевал в обобщенных и стремительных линиях. Он очень любил животных и прекрасно передавал вид, характер, повадки животного, особенно его движения, позы. Черты, наиболее для него характерные, соединились в жанре «ню», где обнаженная натура воспринимается как некое совершенство природы. Гибкие, нежные, пластичные формы, плавные движения, нежный изгиб спины или неожиданный поворот шеи придают его рисункам, акварелям и монотипиям потрясающее ощущение красоты и невозвратности бытия…

Передача движения – главная задача акварелиста. Движению подчинено все – от композиции до штриха. Движение души привлекает Заботина и в портрете. Особенно мощна портретная серия «зэков», написанных с натуры в Кунгурской тюрьме, где Заботин отбывал трехлетнее наказание, – его бурный темперамент не способствовал спокойному течению жизни. В работах «Зеленоглазый», «Татарин», «Мужик с седыми бровями» дана мощная лепка объемов, контрастные сопоставления цвета. И все это подчинено порыву души – темной, скверной, но мятущейся и ранимой. Даже в самых страшных и грубых чертах нет-нет, да и проскользнет смущение и надежда.

Ю.И. Заботин писал не только прекрасные акварели, он увлеченно занимался рисунком и печатной гравюрой, предпочитая плотные, живописные монотипии. Рисовал он всегда и везде, пользуясь любыми доступными средствами – карандашом, углем, сангиной, цветным и черным фломастером. Рисунок у Заботина обобщен и лаконичен. Смелая круглая линия, мощный росчерк пера, нежный, словно тающий абрис – все сделано на едином дыхании, в одном вдохновенном порыве. Но до этого – долгий тренаж, десятилетия каждодневного каторжного труда и жесткий беспощадный отбор. 

Постоянным организующим началом служили для Заботина выставки – всесоюзные, всероссийские, зональные, областные. К ним художник готовился самозабвенно, увлеченно и предельно ответственно. Особенно полной и яркой была выставка к 50-летию художника в Центральном выставочном зале Перми, где были показаны все виды графического искусства, все «манеры» исполнения, в том числе неподражаемый контурный рисунок, сделанный неподражаемо и блестяще. Последняя выставка при жизни художника состоялась в гимназии им. С.П. Дягилева, где была полно показана «балетная» серия. Другие большие выставки прошли уже после смерти художника в Пермской художественной галерее, в Доме художника, в галерее «25-17».

Юрий Иванович Заботин прожил короткую, но бурную жизнь. Его творческое кредо – быть самим собой, никогда не кривить душой, выражать в своих рисунках всю правду жизни, как ее понимал сам художник. Сейчас редко встречается столь искреннее, импульсивное дарование.

Новая выставка Дома художника посвящается 80-летию со дня рождения мастера. Выставка собрана из частных коллекций. На ней представлено около 100 работ, по-новому высвечивающих творчество Ю.И. Заботина. Основная часть экспозиции составлена из произведений наследника – Антона Заботина. В выставке принимают участие также друзья художника В.М. Субботин, О.Г. Гайдаш, К.В. Фокин, Н.Н. Новопашина, О.М. Власова, А.В. Доминяк. 

О.М. Власова, 

доктор искусствоведения, профессор, 

член СХР, заслуженный работник культуры РФ